Коммунальные разборки

Коммунальные разборки

Создается впечатление, что дележка многоэтажек Шлюза между управляющими компаниями становится чем-то вроде постоянно действующего местного реалити-шоу. Об этом «Навигатор» уже писал – статьи «Голосуй – а то проиграешь!» (№35 от 10.09.2010), «Как делили... дом» (№4 от 04.02.2011) и «Родится ли в споре истина» (№7 от 25.02.2011). На этот раз страсти разгорелись вокруг трехподъездной девятиэтажки по ул. Русской, 29.

УЙТИ ИЛИ ОСТАТЬСЯ?

Выбор управляющей компании – ответственный шаг. Ведь УК отвечает не только за чистоту во дворе и подъездах. Главное – чтобы жить в доме было тепло, светло и безопасно. А для этого нужен и опыт обслуживания многоквартирных домов, и материальные активы, чтобы в случае ЧП быстро устранить аварию.

Переход дома по ул. Русской, 29 от ГУП «ЖКХ ННЦ СО РАН» к другой управляющей компании инициировала группа активистов во главе сo старшими по дому и по подъездам при поддержке руководства компании «Правый берег». В июне заканчивается договор управления. Чтобы обсудить тему смены УК, 13 мая и провели общее собрание.

Уполномоченная по дому Галина Сухих предоставила жильцам финансовую отчетность по работе ГУП ЖКХ за 2010 год, обозначила претензии, объяснила свое видение ситуации:

– В прошлом году не были выполнены все работы, которые мы оплатили, и на счету дома осталось 105 тысяч. В этом году с нас запрашивают за обслуживание на 300 тысяч больше. Инициативная группа встречалась с руководством ГУП ЖКХ, пыталась договориться: все равно деньги до конца не расходуются, так зачем же повышать тарифы? Но компромиссов достичь не удалось.

Галина Александровна признается, что, как и многие другие жильцы, опасается смены УК:

– Если бы мы пришли с руководством ГУП ЖКХ к соглашению по тарифам, договорились о контроле за качеством выполняемых работ, за финансовой отчетностью, то ни в какую другую компанию я бы не пошла. Но уже надоело бегать по замкнутому кругу, наступая на одни и те же грабли. Думаю, «Правый берег» – это наш шанс улучшить обслуживание дома без дополнительных затрат.

ЖИЗНЬ ПО-НОВОМУ: ВСЁ ПОД КОНТРОЛЕМ

Справедливости ради надо заметить, что директор УК «Правый берег» Василий Алешин тоже манны небесной не обещает. У этой компании, например, нет своего автопарка – дешевле и эффективней нанимать технику по мере необходимости. Горячую и холодную воду, отопление, электричество поставщики ресурсов будут подавать независимо от того, какая управляющая компания работает с домом. По словам Василия Алешина, договор на вывоз и утилизацию бытовых отходов УК заключила с МУП «КБУ» Бердска. Аварийная служба тоже сформирована и готова к работе. Тарифы на содержание жилья у новой компании несколько ниже, а размер отчислений на капитальный и текущий ремонт определят сами жители...

Для контроля за расходованием средств Василий Анатольевич предлагает открывать для каждого дома отдельный счет. Это потребует дополнительных затрат, но зато не возникнет сомнений, что средства уходят не по назначению. А самое главное, что обещает «Правый берег», – это высокое качество работ и контроль за их исполнителями.

Однако неясностей после выступления директора осталось немало. Как, например, сформировали аварийную службу в компании, в штате которой 9 человек, включая директора и его зама, главного инженера, паспортистку, техничку, если электрики, согласно технике безопасности, не имеют права по одному заходить в щитовую, сантехники – в теплоузел? Нельзя в одиночку заниматься сваркой, подниматься на кровлю. И невозможно находиться на посту сутками – нужна смена. Так сколько человек работает в УК «Правый берег»?

Непонятно также, зачем понадобилось говорить жителям о договоренностях на вывоз ТБО. По словам замдиректора МУП «КБУ» Алексея Чуфистова, договор с УК «Правый берег» не заключался. При желании вопросов можно задать еще немало…

ОТ СОТРУДНИЧЕСТВА НЕ ОТКАЗЫВАЛИСЬ

По словам выступавших на собрании, поводов для недовольства работой ГУП «ЖКХ ННЦ СО РАН» у них достаточно, начиная от привычных (не моют в подъездах, не убирают во дворе) и заканчивая очень серьезными: акты выполненных работ не всегда соответствуют действительности, тарифы завышаются, а средства порой тратятся не по назначению. Бурю эмоций вызвало сообщение старшего по первому подъезду о том, что со счета дома сняли средства на погашение задолженности за коммунальные услуги. Выходит, можно не платить и жить спокойно, зная, что за тебя расплатятся деньгами соседей?

Большинство претензий, высказанных жильцами, у руководства ГУП «ЖКХ ННЦ СО РАН» вызвало недоумение:

– Мы встречались с уполномоченными и активистами дома и пытались урегулировать вопрос тарифов, которые растут по объективным причинам, – подтверждает Мария Игнатова, начальник управления и развития. – Оставить их на прежнем уровне нет возможности, однако можно зачесть в счет отдельных статей на обслуживание дома средства, не израсходованные в прошлом году. По этому пути пошли и соседи с Русской, 33. В итоге повышение составило всего 2%. Но представители дома №29 настаивают на сохранении прошлогодних тарифов.

Разговор о внесении новых пунктов в договор управления на встречах с руководством ГУП ЖКХ пока не заходил, хотя оно готово обсуждать изменения. Что касается контроля жителей за качеством производимых работ, то в доме №29 он ведется. Все акты подписывает лично старшая по дому, и ее претензии о несоответствии документов реальности не вполне понятны. Некоторым домам УК предложила составить приложение к договору управления, в котором будет указано, к кому обращаться для подписания актов. Можно подготовить такой документ и по дому на Русской, 29.

Нет проблем, по мнению руководства УК, и с контролем расходования средств со счета дома: оно ведется постатейно, что можно четко проследить. Многомесячная же борьба между управляющими компаниями за тот или иной дом, как показывает практика, оканчивается порой не в пользу жителей. Нередки случаи, когда свежеиспеченная УК, собрав деньги за несколько месяцев, исчезает, а жильцы остаются ни с чем. Особенно страдают льготники: из-за несвоевременной оплаты коммунальных услуг они не получат субсидии.

По мнению руководства ГУП «ЖКХ ННЦ СО РАН», жителей целенаправленно вводят в заблуждение. Новая управляющая компания пытается зайти на дом не для того, чтобы облагодетельствовать жильцов, а чтобы зарабатывать деньги. И если уж выбирать УК, то положительно зарекомендовавшую себя на деле. Понадобится, возможно, еще не одна встреча, чтобы ответить на все вопросы и найти приемлемое решение.

ЛЮДИ ГОВОРЯТ

Большая часть жильцов осторожно подходит к смене УК:

– Сгоряча, после одного разговора, такие вопросы не решаются, – говорит Екатерина Леонидовна. – С мужем, с соседями обсудим . Не будет ли новый «управленец» хуже, чем тот, что уже есть? Хорошо бы узнать мнение жителей того дома, с которым «Правый берег» начал работать. Может, и стоит перейти. Не попробуешь – не узнаешь.

Некоторые категорически против перехода:

– Прежде чем перебегать в другую компанию, надо хорошо подумать, – говорит Людмила Васильевна. – Я внимательно изучила сайт «Правого берега», а потом задала несколько вопросов их главному бухгалтеру. Ответы получила противоположные информации с сайта, это настораживает. Считаю, нужно налаживать отношения с той компанией, с которой давно работаем, наверняка она тоже заинтересована в этом. У нее, конечно, есть недочеты, но надо договариваться.

*     *     *

Разобраться, подумать, обсудить с родными, соседями, представителями обеих управляющих компаний… И снова подумать… Кому доверить управление своим домом – этому вопросу стоит уделить время и внимание. Высказаться по нему может кто угодно, а принимать решение – собственникам!

Ирина ТАМИРИНА

Газета "Навигатор" № 19 (785) от 20.05.11