Выставка работ
художника-пирографа Николая ГЛАДЕНКО открылась 13 сентября во Дворце молодежи
«Юность».
Сложно посчитать, сколько нужных и полезных
изобретений родилось в Академгородке. Одни уже отслужили свой век, сменившись
более современными, другие еще только готовятся громко заявить о себе и своих
создателях. Эта история – о приборе, который как конструкцию запатентовали в
2009 году, а его работу – еще в 1970-м.
АВТОР
Трудовая биография Владимира Ильича Семенова началась
с профессий слесаря и сварщика. Позже он стал мастером, а потом и технологом
литейного цеха. Далее работал инженером-конструктором, директором и разработчиком.
Более 30 лет из полувекового трудового стажа посвятил внедрению новых
технологий, не имеющих аналогов в России и за рубежом.
Внедрение объемной штамповки титана методом
импульсного взрыва и организация завода сувениров в Новосибирске, производство
высококачественного облепихового масла и выпуск декоративного стекла «Мороз» –
всех его разработок и не перечислишь. Находил Владимир Ильич и место для
художественного творчества. Рисовать он учился еще в юности, у старенькой
художницы, которая жила в поселке гидростроителей. Интерес к изобразительному
искусству остался на всю жизнь.
– Идея создания огненной кисти родилась в один момент,
– рассказывает мастер об открытии нового направления. – Как-то я сидел рядом с
приятелем, выжигавшим мишку. Те, кто хоть раз пробовал выжигать, знают, как
сложно зачернить большую площадь с помощью раскаленной электрической спирали
электровыжигателя. Помню, я тогда сказал ему: «Вот взял бы кисточку и быстро
все закончил!» Знакомый, наверное, решил, что я шучу, и очень удивился, когда
через пару дней я принес ему прибор, помогающий выжигать не только быстрее, но
и лучше. Струей горячего воздуха можно делать полутона от светло-кофейного до
черного цвета.
УЧЕНИК-ХУДОЖНИК
В авторском свидетельстве №412027 от 28 сентября 1973
года изобретение названо скромно: новый способ украшения. Новшество оценили
художники и учителя рисования. Они звонили, приезжали в ДК «Юность», где была
открыта пирографическая студия, обучались и создавали кружки полутонового
выжигания в своих учебных заведениях. По окончании занятий Владимир Семенов
давал чертежи, по которым местные умельцы воссоздавали прибор.
В такой кружок при электротехникуме пришел когда-то
первокурсник Николай Гладенко. Это занятие увлекло его. Конечно, он стал
техником-механиком, а потом еще и юристом, но о любимом деле не забывал.
Сегодня молодой пенсионер Николай Гладенко по праву
считается первым в мире профессиональным художником-пирографом. На его счету
множество выставок, он известен далеко за пределами Сибири. Мастер работает
усовершенствованным аппаратом, создавая удивительные произведения. Его
вдохновляют природа, женская красота и старые черно-белые фотоснимки.
– Выжигать огненной кистью можно на любом материале
органического происхождения. Наиболее доступный – белая березовая фанера.
Однако не стоит относиться к ней как к чистому листу бумаги. Самые красивые картины
получаются там, где изображение искусно вписывается в естественный рисунок
дерева, – делится своими наблюдениями Николай Ильич.
ИЗ «ЮНОСТИ» – В «ЮНОСТЬ»!
Именно так называется нынешняя выставка. На ее открытии,
помимо самого автора работ, присутствовал и создатель чудо-аппарата.
Оглядываясь по сторонам, Владимир Ильич припомнил, что когда-то его студия
располагалась именно в этих комнатах. Оба специалиста-пирографа уверены, что ее
нужно возродить.
– Сегодня есть возможность для обучения этому делу людей,
умеющих рисовать. Кроме того, можно наладить серийный выпуск огненных кистей.
Способ и техника запатентованы. Этот вид искусства можно выводить на самый
высокий уровень. Кто-то приобретет новую специальность, кто-то поедет за рубеж
обучать иностранных художников. Необходимо воспользоваться ситуацией и
добиться, чтобы открытие работало на нас и наше государство. Для этого нужны не
просто инвесторы, а патриоты, нужны хорошие ученики, которые захотят превзойти
в искусстве своих наставников, – обратился к собравшимся Владимир Семенов.
К тому времени нагрелся аппарат, и зрители смогли
приобщиться к огненной живописи. На маленьком куске бересты или фанеры,
закрепленной в обыкновенных тисках, каждый мог изобразить огненной кистью любой
близкий ему сюжет. Первым диковинный выжигатель испытал Дима Ванеев из клуба
«Спарта». Его дебютом руководил Николай Гладенко. Очень понравилось.
Пирограф №1 провел встречу в местном отделении ВОИ.
Среди маломобильных граждан есть талантливые люди. Для них огненная живопись
может стать не только увлечением, но и работой. Те, кого заинтересовал этот вид
творчества, могут обращаться в музейный центр искусств ДМ «Юность».
Светлана КНИЖНИК