№23 от 19.06.2015

PDF-газета
Любимое дело

Художник – это звучит ответственно!

Число новосибирских профессиональных живописцев неуклонно приближается к сотне. Недавно билет члена Союза художников России (СХР) был вручён руководителю студии живописи Дома учёных СО РАН Ольге ЯКОВЧЕНКО.

– Что предшествовало вступлению в профессиональное сообщество?

– В первую очередь – годы работы (улыбается). Быть членом Союза художников – огромная честь. Для вступления есть ряд требований: специальное образование, наличие не менее трёх персональных выставок и участие в коллективных, четыре рекомендации заслуженных художников и заключение искусствоведа. У меня за плечами учеба в НГХУ и Архитектурной академии, призы всероссийских конкурсов. В прошлом году на региональных выставках «Точка роста» и «Красный проспект» представила несколько работ, среди которых – «Козочки» и «Чайки» из недавней, третьей по счёту персональной экспозиции в Доме учёных «Тропики». Был интересный опыт участия в городском арт-проекте «Девочки рисуют», который мы придумали вместе с Алисой Юфа и Марией Федосеевой, однокурсницами по художественному училищу.

– Можете определить направление, в котором работаете?

– Сложно сказать однозначно. Вообще, как только художник начинает «включать голову», размышлять о том, какое направление ему близко, – как правило, в его работах сразу же появляется фальшь. Мне кажется, надо просто идти своим путём, работать честно, а характерные черты и жанровые особенности пусть определяют искусствоведы!

К слову, эксперты отмечают, что моя точка перелома пройдена. Что имеется в виду? У каждого живописца есть наследие, полученное от педагога. Но со временем выбираешься на собственный путь. Я стараюсь придерживаться традиций советской школы живописи, очень крепкой и серьёзной. Моя задача – привнести в их развитие что-то своё. Но за работой об этом совершенно не думаешь!

Специалисты говорят, что моей жанровой живописи присущ гротескный колорит. Куда понесёт дальше, не знаю. Пишу то, что вижу, то, что люблю. Багажник машины забит бумагой и красками, так что всё под рукой. Когда хорошо знаешь человека, не возникает проблем с его образом на холсте. А вот портреты на заказ требуют особых усилий: на «поимку» образа отводится не так много времени. К слову, портреты пишутся только с натуры, работать по фотографии – это дилетантизм.

– Кто был больше всех рад Вашему вступлению в ряды профессионалов?

– Муж! Поздравлений было много – от друзей, родных, коллег. Но радость Кирилла мне особенно дорога. Он приложил много усилий для того, чтобы живопись не стала моим хобби. Да если бы не супруг, первой выставки просто-напросто не случилось бы! После диплома была выжата как лимон, думала, что больше не вернусь к живописи, а он не давал мне забыться, постоянно говорил: рисуй, рисуй! И сейчас продолжает с пониманием относиться к тому, что, когда погружаюсь в работу, то уже не могу отвлекаться на готовку, стирку, глажку…

– Есть ли такое понятие, как «сибирский художник»?

– В Сибири много мастеров, но каждый, если можно так сказать, поёт свою песню. Ощущаю некую разрозненность профессионального сообщества. Возможно потому, что я пока ещё новый человек в нём.

Очень нравится творчество Тимофея Павловича Козлова и Николая Васильевича Шагаева. Их картины – золотой запас нашего Дома учёных. Восхищаюсь работами Михаила Григорьевича Казаковцева, Виктора Дмитриевича Кречетова, Лиры Васильевны Цукановой. Из молодёжных направлений ближе всех эстетическая платформа Ксении Сенченко. А вот мои одногруппники, к сожалению, почти все разбрелись по другим профессиям.

– Что в перспективе у художника Яковченко?

– Наконец-то вошла в нормальный ритм: раз в два года устраиваю персональные выставки. Заканчиваю серию зарисовок «Новосибирский зоопарк», зимой планируется показ. Также готовим с мужем большую выставку детской книжной графики. Вдохновила коллекция первых оттисков иллюстраций знаменитых мастеров Евгения Чарушина, Юрия Васнецова, Наума Цейтлина в одном из музеев Архангельска, где мы не так давно побывали. И загорелись желанием как можно скорее привезти эту выставку в Новосибирск. Хотя печать и перевозка стоят немалых денег, но надеемся на помощь властей – Год литературы вроде как ещё не закончился (улыбается)… Представляете, жители Архангельска принесли на выставку свои книжки – их можно было брать в руки, листать... Мы ощутили, что прикоснулись к своему детству! Пробую собственные силы в иллюстрировании сказок, хотя переключаться с масла на акварель непросто.

Открыла для себя радость преподавания. Занятия в Доме учёных веду с огромным удовольствием. Зима закончилась, сейчас активно выходим на пленэр. Когда вижу, что у кого-то что-то получается, меня охватывает эйфория! Чтобы начинающий быстро прогрессировал, наставник должен уметь подбирать задания. Самый удобный для обучения возраст – от 14 лет. У взрослых многое зависит от характера: одни готовы учиться, другие – наоборот, хотят, чтобы учитель под них подстраивался. В таких случаях стараюсь объяснить, что результат приходит, если есть доверие к учителю. Вообще мне на учеников везёт: успешно развиваются не 10-20% от общего числа, а все 70-80.

Мои мастера учили: чтобы совершенствоваться, надо работать, работать и ещё раз работать! Главное – не жалеть себя и никогда не относиться к своим картинам как к чему-то сошедшему с небес. Любителям это трудно понять. Люди приходят в студию живописи отвлечься от повседневности, а не получить профессию. Для них рисунок – это хобби...

– Моя бабушка любила присказку: «Художник – от слова «худо». Как относитесь к таким определениям?

– Что бы человек ни получил, он всегда сомневается: не от худа ли ему это пришло? Внутренние сомнения – важная составляющая для каждого художника. Надо почаще задаваться вопросом, имеешь ли ты право браться за кисть. А быть членом Союза художников – значит брать на себя дополнительную ответственность.

– Возможна ли сегодня живопись как социальное высказывание?

– Традиция актуализации в изобразительном искусстве существует со времён передвижников. Считаю, высказываться нужно – но не в лоб. Художник не обязан выдавать обществу свою гражданскую позицию. Всё зависит от склада характера творческого человека. Есть социально ориентированные выставки. На днях читала про то, как в московской галерее втоптали в пол георгиевскую ленточку. Этого не просто не понимаю – меня глубоко возмущают подобные «художественные высказывания»! Считаю, общество должно реагировать на такое «творчество» массовым бойкотом. Настоящий художник всегда пишет то, что чувствует. Но при этом необходимо ощущать как меру открытости, так и степень ответственности.

Юрий ТАТАРЕНКО

Газета «Навигатор» - Художник – это звучит ответственно!, №23 от 19.06.2015

Количество просмотров: 772

Другие статьи из рубрики «Любимое дело»

Добавить комментарий

Приглашаем на работу
PDF-газета

Афиша

  • В Зимнем саду выставка черно-белых фотографий из коллекции Льва Макаршин ...
  • В Арт-гостиной «Ох, издалека тянем ниточку…» - выстав ...
  • В фойе открыта выставка «Молас: многослойный мир панамских индейце ...
  • Продолжается показ мультфильма «ГОЛОВОЛОМКА» (6+) и худ. фил ...
  • 22 июня 11.00 Митинг, посвященный Дню памяти и скорби у памятника « ...
  • 27 июня 16.00 «От Баха до Свиридова». Музыкальная гостиная с ...
  • 28 июня День города в АкадемГОРОДке:
  • 16.00 «Читающий Городок» - литературное ПАТи (Пушкин, Ахмато ...
  • 17.00 «По тропинкам Городка» - детская концертно-игровая про ...
Яндекс.Метрика