№ 33 от 29.08.2014

PDF-газета
Встреча с интересным человеком

Андрей Малов: «Я все меньше смотрю кино»

27 августа отечественные кинематографисты и зрители отмечали День российского кино. Однако интервью с известным новосибирским киноведом, автором проекта «Неизвестное кино» в Доме ученых Андреем МАЛОВЫМ получилось отнюдь не праздничным.

– Для многих зрителей этот день ассоциируется именно с советским кино. Многие фильмы завоевали любовь во всем мире, популярными они остаются и спустя десятилетия.

– Главное качество советского кино – в его мощной идейной направленности. В те годы был наработан интереснейший образный киноязык, граница между авторским и кассовым кино была размыта. Из современного кинематографа образность почти исчезла. Отечественные кинодеятели все чаще подсовывают нам полумертвые фильмы, а ведь энергия возникает там, где есть образ.

– В известном российском фильме «Изображая жертву» главный герой говорит примерно то же самое: «Хорошо снимает один Федя Бондарчук!» Согласны?

– Фильм Кирилла Серебренникова был снят в 2005 году. Прошло почти 10 лет, а это высказывание не только не потеряло актуальности, но в определенном смысле даже стало пророческим. Дело в том, что успех, славу, кассу определяют сегодня спецэффекты, столь привлекательные для молодежи. Этим киноязыком Фёдор Бондарчук владеет лучше других. Поэтому именно его «Сталинград» стал главным фаворитом года. Уж насколько хорош фильм «Географ глобус пропил» – режиссура, язык завораживающий, много разных любопытных деталей, – однако денег в прокате он собрал в десять раз меньше. Ведь по сути это бытовое кино, молодым людям (а они сейчас основные посетители кинозалов) оно не интересно. В 2013-м году вышла на экраны картина «Легенда №17» – шикарное народное кино. Однако по сборам «Сталинград» обогнал и этот фильм.

– Что скажете о модной технологии 3D?

– Можете назвать меня ретроградом, но я считаю, что фильм, снятый в 3D, к киноискусству мало относится, скорее к шоу или цирку. Лиц нет – одни очки. Жутковатое ощущение, напоминает фильм «Матрица». Поэтому я не хожу в 3D-кинотеатры. Куда интереснее наблюдать за теми, кто смотрит настоящее кино – одухотворенные лица заряжают дополнительной энергией.

Убивает кино и возможность скачивания фильмов через Интернет! Бывало, крайне интересную картину я искал годами – и потом смотрел ее с повышенным интересом. А сейчас что? Две кнопки нажал – и через пять минут фильм у тебя в компьютере. Такой подход обесценивает кино как произведение искусства.

Кроме того, коллективный просмотр фильма в зрительном зале дает совершенно особые ощущения!

– А за каким жанром будущее – триллером, фантастикой, мелодрамой, комедией?

– Мелодрама на большом экране в российском кино почти не встречается, теперь это телесериалы. Жанр комедии эксплуатируется слишком откровенно. Кто только не вытирает ноги о «Кавказскую пленницу-2»! Не уверен, что стану смотреть этот фильм. Ремейки – чистой воды эксплуатация чужих архетипов. Не вижу причины тратить на это время.

Важным этапом в развитии отечественного кино стала серия фильмов в жанре фэнтези режиссера Тимура Бекмамбетова, снятых по мотивам романов Сергея Лукьяненко «Ночной дозор», «Дневной дозор». Мы доказали, что можем снимать фантастическое кино, – с интересными философскими подтекстами, основанное на отечественной литературе.

С другой стороны, многие российские фильмы сильно проигрывают произведениям, по которым были сняты. Например, крайне неудачной считаю экранизацию повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом». Книга намного драматичнее и смешнее, а фильм получился каким-то угнетающим. Шолохов, Достоевский, Толстой, Гоголь – настолько сильная литература, что ее крайне сложно конгениально экранизировать! Тем не менее классику необходимо регулярно переносить на экран – чтобы подчеркивать ее значимость, подогревать интерес к ней у молодежи.

– А может быть, в нашем кино стало не на кого смотреть? Есть ли сейчас актеры, чьи таланты сопоставимы с гениальностью Евстигнеева, Тихонова, Гурченко?

– В российском кино есть неплохие актеры, на них интересно смотреть. Хабенский в фильме «Географ глобус пропил» – на своем месте, трудно представить в этой роли кого-то другого. Но звезды для меня – Ролан Быков, Евгений Евстигнеев, Евгений Леонов, которых отличает обаяние и профессионализм!

– Интересно, сколько фильмов в год вы смотрите?

– С каждым годом – все меньше. Было время, ежегодно смотрел по 500 и более картин! Причем не в кресле перед телевизором, ходил в кино.

В июле посмотрел семь фильмов, а в августе только два. Современное кино перестало вдохновлять. Конечно, могу списать это на мировоззренческий кризис, но тот момент, что мировое кино переживает не лучшие времена, тоже нельзя отрицать. Из кино исчезают идеи, это очень печально.

– С какими-то именами связываете надежды на будущее нашего кино?

– Слава богу, у нас есть Андрей Звягинцев. Своим «Возвращением» он заявил о себе сразу и во всю мощь. Сняв «Левиафан» – очень мощный, лучший свой фильм, – Звягинцев бросил вызов власти, как это делали Эйзенштейн со своим «Иваном Грозным» и Тарковский с «Андреем Рублевым». Он становится в России режиссером номер один.

– 1 июля вступил в силу закон о запрете ненормативной лексики в театральных постановках, литературе, на концертах, а также при показе фильмов в кинотеатре. Звягинцев высказал несколько иную позицию, он считает, что к этой теме нужно подходить избирательно.

– Последние инициативы кажутся мне не законами, а заборами. Нас пытаются оградить непонятно от чего. Нынешний запрет мата – какая-то двусмысленность: на DVD тот же «Левиафан» смотреть можно, а в кинотеатре – нет. Это что же, снова больше трех не собираться? Может быть, власть боится, что из кинотеатра людям захочется выйти на площадь, вот и стараются разъединить их?

– Новосибирск и кино – далекие планеты?

– Эта тема возникает время от времени. В начале 90-х были амбициозные планы сделать в нашем городе новую киноплощадку, превратить Новосибирск в сибирский Голливуд. В 1991 году Сергей Афанасьев снял картину «Стерва», потом был фильм «Безумный рейс». Но на этом все и закончилось.

Сегодня в Западно-Сибирской студии кинохроники если что-то и снимают, то под конкретный заказ. «Новосибирсктелефильм» и вовсе прекратил свое существование. А ведь на его базе Юрий Шиллер снял свои лучшие фильмы и стал классиком документального кино!

Если говорить о провинции, то интересно работают, пожалуй, только в Ростове. Павел Костомаров и Светлана Никонова сняли там очень живые, глубокие картины. Если бы в Новосибирске создали что-то подобное «Портрету в сумерках» Никоновой, я бы гордился этим и всем говорил, что в нашем городе есть кинематография.

Юрий ТАТАРЕНКО

Газета «Навигатор» - Андрей Малов: «Я все меньше смотрю кино», № 33 от 29.08.2014

Количество просмотров: 1143

Другие статьи из рубрики «Встреча с интересным человеком»

Добавить комментарий

Приглашаем на работу
PDF-газета

Афиша

  • В фойе ДК открыта выставка декоративно-прикладного творчества Ларисы Ви ...
  • 1 сентября 14.00 "Солнечная Академия" - праздничная игровая п ...
  • Выставка участников ll Областного фестиваля народного творчества. Номин ...
  • Выставка «Радость творчества каждый день!». Живопись. Автор ...
  • 31 августа Вечер в стиле chill out. Приятная, расслабляющая музыка от д ...
  • 30 августа 19.00 Концертная программа «День кино».
  • 5 сентября 18.00 Открытый урок танцевальной студии "OJ DANCE" ...
  • 31 августа 12.00 «Ярмарка творческих возможностей» - презен ...
  • 1 сентября 16.00 Праздничный подарок от депутата А. А. Андреева. Игрова ...
Яндекс.Метрика