№ 20 от 30.05.2014

PDF-газета
Встреча с интересным человеком

Хищники крупным планом

В арт-клубе «НИИ КуДА» в рамках новосибирского фестиваля науки «EUREKA!FEST» на заседании научного кафе «Эврика!» спикером выступил Александр ГРЕК, главный редактор журнала «National Geographic Россия». Выпускник физфака НГУ 1991 года, а ныне москвич, представил слайд-программу «Путешествия ради науки».

«National Geographic» – официальное издание Национального географического общества (США). Журнал выходит на 26 языках, совокупный тираж – около 40 млн экземпляров. В издании четыре главных раздела: «Природа», «Путешествия», «Животные», «Наука». Российскому филиалу журнала 11 лет, последние 4 года на посту главного редактора – Александр Грек.

– National Geographic Россия» – это прежде всего фотографии, – рассказывает Александр. – Причем мы никогда не перепечатываем чужие работы. Наши авторы предлагают только то, что никто прежде не снимал! Очень ценятся и прорывы в технологии съемки. К примеру, в начале ХХ века фотографы-путешественники соревновались между собой, кто первым снимет жителей Тибета. И пионерами в этом стали два россиянина. Впечатление, которое произвела их фотовыставка, сопоставимо с эффектом полета в космос Юрия Гагарина! Эта серия снимков была опубликована в США, став предвестником появления как специализированных фотожурналов, так и глянцевых изданий.

Наш земляк фотограф Сергей Горшков входит в десятку лучших фотографов мира – по версии «National Geographic». История его прихода в фотодело весьма занятна. Окончив в 80-е годы НГСХИ, Горшков получил распределение в Тюменскую область.

– Он работал в коровнике, куда сено доставляли вертолетами! – разводит руками Александр Грек. – А потом Сергей организовал кооператив, из которого вышла крупная нефтяная компания ТНК. В 2002 году ушел из бизнеса, начал фотографировать – и всего за шесть лет стал мастером экстра-класса.

Снимать хищников крупным планом – удовольствие не из дешевых. Экспедиция Горшкова на остров Врангеля обошлась экс-бизнесмену почти в полмиллиона долларов. Но и привез фотомастер оттуда потрясающие снимки: вот плывущая полярная сова, вот маленький песец играет разорванным леммингом, а вот взрослый песец несет в зубах яйцо дикого гуся. Этого не снимал никто и никогда, работы Горшкова – воистину мини-революция в художественной фотографии.

Александр Грек представил еще одного великолепного фотографа, Виктора Лягушкина. Бывший театральный режиссер прекрасно чувствует мизансцену и динамику кадра. Специализация Лягушкина – подводная фотосъемка. Для того, чтобы сделать кадр с ныряющим лебедем, Виктор четыре часа просидел в ледяной воде в специальном акваланге, не допускающем появления пузырей!

Венгр Бенцо Матэ решил снять крупным планом раскрытый клюв пеликана. Для этого пришлось использовать инженерный подход. На берегу озера он вырыл бассейн, заполнил его оптически чистой водой, установил зеркальную перегородку, чтобы птицы не видели фотографов. Затем по специальной трубе, на конце которой установил мини-фотокамеру, он отправлял в воду рыбок, которых уже поджидали голодные пеликаны. Даже повторить эти снимки кажется делом невероятным!

Настоящий фотограф всегда немного изобретатель. Грек привез в Новосибирск видеоновеллу о том, как легендарный американский фотограф Майкл Николс снимал самую высокую секвойю в мире. Сложность в том, что это дерево растет посреди леса, поэтому сделать панорамный снимок издали невозможно. Фотограф заказал сооруженный на месте спецлифт ценой в 100 тысяч долларов – но и снимок на обложку «National Geographic» вышел на загляденье.

Встречаются и крайне неудачные примеры работы с техникой. Так, радиоуправляемый робот два часа снимал тигра, лежащего у дороги, но ни один кадр не подошел для журнала. Зато публика в арт-кафе хохотала до слез, наблюдая за тигром, который никак не мог сообразить, что это за штуковина размером с кошку кружит и жужжит в двух метрах от него…

Еще один трагикомический случай также связан с фотосессией тигров. Дело было на Дальнем Востоке. Американский фотограф с помощью местных охотников установил 50 фотоловушек. Отмечая вечером со своими помощниками начало работы, он обмолвился, что каждая фотокамера стоит 10 тысяч долларов, – и наутро не обнаружил ни одной из них!

Излишне говорить, что оказаться рядом с хищником – крайне опасно для жизни. Поэтому места съемок различных зверей строго установлены: белого медведя лучше всего снимать в Канаде, а бурого – на Камчатке, волков и росомах – в Финляндии, белую акулу – на побережье ЮАР.

Снимать животных очень сложно даже в студии.

– Однажды мы проводили фотосессию жителей зоопарка – змей, птиц, насекомых, – вспоминает Александр Грек. – В результате трех дней работы получились всего шесть фотографий. Никогда не забуду ежика, который, переволновавшись под софитами, загадил абсолютно все фоновые покрытия!

Фильм об этих съемках был также показан в «НИИ КуДА».

На вопрос, что привело физика в «National Geographic», Александр ответил с улыбкой:

– Физик – профессия универсальная, и человек с дипломом ФФ НГУ может работать где угодно! В университете научился грамотно проводить презентации результатов научных исследований, не прошли даром и пять лет на посту президента клуба «Квант», где очень ценилось умение рассказывать истории – так я стал главным редактором: сперва в журнале «Популярная механика», затем в «National Geographic Россия». К слову сказать, мои однокурсники живут не менее интересной жизнью: один заведует арт-клубом, другой создал торговую марку мороженого «Инмарко»… После университета я фотографировал лет пять. Но теперь не беру камеру в руки – увидев, какие шедевры снимают авторы «National Geographic». Причем они фотографируют диких зверей, нередко рискуя головой, отнюдь не ради того, чтобы заработать, гонорары в журнале небольшие – в сравнении с общими расходами на экспедицию!

Конкуренция среди авторов журнала жесточайшая. Из сотни фотографов, сотрудничающих с «National Geographic», всего лишь пять россиян. К публикации принимаются только фоторассказы и репортажи, выполненные в цвете, причем портреты и макросъемка строго обязательны. Новосибирск на страницах журнала пока не был представлен.

– Не так давно мы заказывали фоторепортаж из ИЦиГ СО РАН, где 20 лет приручают диких животных, – сообщил Александр Грек. – Но фотограф не справился с заданием. На его снимках какие-то сплошные тетки в ватниках. А мы принципиально не публикуем фото, дискредитирующие каким-либо образом нашу страну.

Сразу после окончания фестиваля науки «EUREKA!FEST» Александр Грек улетел в Новую Зеландию, где редакцией журнала запланирована двухнедельная съемка самых крупных в мире попугаев. И все для того, чтобы «National Geographic» вновь удивил своих читателей.

Юрий ТАТАРЕНКО, фото автора

Газета «Навигатор» - Хищники крупным планом, № 20 от 30.05.2014

Количество просмотров: 763

Другие статьи из рубрики «Встреча с интересным человеком»

Добавить комментарий

Приглашаем на работу
PDF-газета

Афиша

  • 7 июня 17.00 Пушкинский бал. Романсы на стихи А.С. Пушкина, танцы пушки ...
  • 8 июня 18.00 Хэппи-центр В. Стефаниева и вокальная студия А. Быстровой. ...
  • В Выставочном зале выставка произведений молодых художников г. Новосиби ...
  • В Зимнем саду до 15 июня фотовыставка Сергея Алексеенко "Шотландия ...
  • В арт-гостиной до 15 июня «Творчество для души» - выставка ...
  • До 10 июня включительно в кассе филармонии производится обмен абонемент ...
  • В фойе открыта выставка фотопроекта «Движение - это жизнь». ...
  • 1 июня 11.30 Детская игровая программа "По следам колобка". ...
  • 13.00 "Ура! Каникулы!" - концерт школы современного и классич ...
Яндекс.Метрика