№ 31 от 9.08.2013

PDF-газета
Встреча с интересным человеком

Интервью в век хромированного эгоизма

Алексей АГРИКОЛЯНСКИЙ – новосибирский скульптор, создатель многих известных композиций в городе. В Академгородке его работы – «Вальс Победы», памятник лабораторной мыши, памятник лирическому герою песни «Иду один» группы «Иван-Кайф». В жизни Алексей руководствуется принципом Далай Ламы: «Помните, что не всегда то, чего вы хотите, вам нужно».

– Алексей, а что нужно Вам, как профессиональному скульптору?

– Моя работа – это образ жизни. Не могу заниматься тем, что не нравится, любая другая деятельность мне неинтересна. Создавать скульптуры для меня единственная возможность трудиться.

– И радовать своими творениями нас, горожан, хочу добавить. Ваша самая любимая работа?

– Памятник лабораторной мыши, к нему у меня никаких претензий нет, вполне удовлетворен мышкой в отличие от остальных работ. Нарисовал комплекс Андрей Харкевич, прекрасный дизайнер, а мне уже доверили прорабатывать сам образ, дали большой текст, где были озвучены все нюансы и требования к памятнику.

– Расскажите, как создавалась скульптурная композиция «Вальс Победы», самый романтичный памятник Великой Отечественной?

– Средства выделяли спонсоры, а со мной связь держали представители мэрии. Что касается истории возникновения памятника, то во время празднования одной из юбилейных дат, посвященных Дню Победы, районная администрация вместе с советом ветеранов Академгородка обратились ко мне с просьбой сделать эскиз. Основное пожелание, которое было высказано, – не повторять идею тех слезных монументов, которых много по России. Так и возникла идея: огонь, вальс – экспрессия, соответствующая Великой Победе, стилизация в духе так называемого сурового стиля. «Вальс Победы» можно обсуждать, но ветеранам скульптурная композиция понравилась. Я был на открытии памятника 9 мая 2010 года, и многие участники Великой Отечественной подходили ко мне, плакали, благодарили. С этой точки зрения я вполне удовлетворен. Сейчас сделал бы памятник по-другому, но идею сохранил.

– Скульптор в отличие от художника не может изменить свою работу. Так получается?

– К сожалению, да. Хотя с памятником Михаилу Зуеву вышло несколько иначе. Макет и модель уже были утверждены, я изобразил героя придерживающим двумя руками воротник от ветра, но вдруг прозвучало мнение: «Нет, он очень трагичный, мы хотим опустить одну руку». А как опускать, когда памятник уже готов? Смысл круглой скульптуры в том и состоит, что она со всех сторон ритмически оправдана, пустого места нет. Однако руку пришлось опускать. Успокоил себя тем, что между собственным эго и желанием заказчика нужно искать компромисс. То, что нравится самому, можно представить на выставке, а здесь главное слово принадлежит заказчику. И вообще, спасибо большое, что находятся те, кто финансирует такие проекты. Ведь большинство обеспеченных людей тратят деньги в соответствии с философией общества услуг и потребления – покупают новые автомобили или едут в Таиланд. В наш век хромированного эгоизма проявление интереса к искусству меня восхищает.

– Какие новые работы скульптора Агриколянского появятся в Академгородке?

– Планы всегда есть. Но обычно из десяти задуманных объектов жизнь обретают не более трех – такая у нас, скульпторов, статистика. Делаются макеты, утверждаются, а потом на пути неожиданно возникает препятствие. И не всегда финансовое. Так, третий год в моем столе лежит готовый макет скульптуры младшего научного сотрудника. Он прошел все согласования, не было ни вопросов, ни споров, наоборот, все утверждали, что мне удалось попасть в точку.

– Интересно было бы взглянуть..

– Идея такая – мнс с велосипедом пытается перейти проспект Лаврентьева и робеет. Композицию предполагалось установить возле остановки транспорта, где есть пешеходный переход. Но когда эта инсталляция появится в Городке, сказать не могу. Пока нет спонсора. Еще пример: полтора года назад у меня погиб товарищ, Виталий Горелик, он второй альпинист планеты, имел серебряный ледоруб. В память о погибшем на перекрестке Морского проспекта и улицы Ильича мы хотим сделать инсталляцию и рекреационную зону: кусок скалы, на ней альпинистское снаряжение, в основании – полукруг из камня, чтобы можно было присесть. Для реализации этого проекта спонсоры не требуются, создана инициативная группа, которая готова вложить свои финансовые средства. Однако мы утонули в согласованиях. Вот уже почти год ходим по кабинетам СО РАН, чтобы нам утвердили место. И вроде бы все «за», но официального разрешения мы до сих пор не получили.

– Вокруг скульптурных композиций часто создаются легенды. Например, если торговке из композиции «Сцена покупки» на Центральном рынке в карман фартука насыпать мелочь, то деньги у человека всегда будут. С Вашими работами связано что-то подобное?

– Специально таких историй не собираю. Но слышал кое-что про скульптуру Большого Уха, которая установлена в Бердске. Вдохновил меня на этот образ советский мультфильм про эхо. В Бердске же этот Человечек с большим ухом считается талисманом города. И если в ухо ему прошептать свое желание, то оно обязательно исполнится. Как-нибудь проверю. А рядом с Ухом в городском парке на дереве – моя скульптурная композиция «Аисты». На металлическое гнездо молодожены для крепости брака вешают замочки, а ключи выбрасывают.

– Что Вас увлекает кроме творчества?

– Занимался спортом и в детстве, и в студенческие годы. Участвовал в открытых турнирах по рукопашному бою, гонял на автокроссах, так как люблю острые ощущения. Долгое время увлекался альпинизмом, постоянно куда-то ездил, но в прошлом году у меня родился ребенок и свободного времени совсем не остается. О риске раньше не задумывался, но за год до рождения дочери потерял троих приятелей – альпинистов. Сейчас иногда вожу мотоцикл.

– Что бы поменяли в облике Новосибирска?

– Ничего искусственно менять и убирать нельзя. Даже в Париже есть те еще «залепухи». В Мадриде, например, памятник Гарсиа Лорке такой, что у нас зачастую Ильичей лучше делали, но памятник стоит, и никто его не собирается сносить. У меня есть учитель – мастер, который живет в Непале. Так вот у него логика простая – лучшее, что ты можешь сделать, это не давать комментариев по поводу уже установленной скульптуры, потому что она для кого-то – источник впечатлений. И начиная разбирать ее по косточкам, ты убиваешь цветки позитива. Уровень восприятия у всех разный. Нет вещей, которые не имели бы права на существование, если, конечно, они не задевают и не ущемляют чьих-то чувств. У нашего города свой темп и свой вектор развития.

– Ваше пожелание читателям «Навигатора».

– Я всегда предлагаю дышать носом! Вспомните мудрость: если вы хотите на кого-то обидеться, дышите носом и покрепче прижмите пальцем верхнюю губу, тогда жизнь сразу наладится. Другими словами, мы сами определяем происходящее вокруг нас. Поэтому не ждите каких-то изменений завтра, а используйте все возможности сегодня.

Егор ПЛИТЧЕНКО, фото автора

Газета «Навигатор» - Интервью в век хромированного эгоизма, № 31 от 9.08.2013

Количество просмотров: 1402

Другие статьи из рубрики «Встреча с интересным человеком»

Комментарии

10 августа 2013, 21:28, автор: в ковбойке а не вл фраке

Потанцуем, пока автор объяснит про эгоизм?

08 августа 2013, 19:30, автор: Вова

Вопрос автору Что вы имели в виду под веком хромированного индивидуализма. Вы по идее пишете для нас, но мы,валенки, что-то не вникаем. Что это за очередная дурь?

08 августа 2013, 18:53, автор: Bumerang

Пожелание скульптору! Для нас "глуповцев" ваша идеология не подходит: наоборот, будем использовать все возможности сегодня, и ждать изменений завтра. По Агриголянскому дышать носом - это все перевернуть с ног на голову. Нам эхто не по нутру, а в уличной архитектуре такой подход вообще чреват для здравого смысла населения. Страшную "крысу" у Цитологии надо поскорее снести: скучно и неинтересно. В Париж скулптора и воспевающего его Егора Плитченко, в Париж! Пусть там продвигают избитую-перебитую во всем мире "гофманиаду"!

08 августа 2013, 13:24, автор: Виктор

Согласен! Рядом с этим чудовищным "лирическим монументом" не уютно, может быть стоило отобразить сюжет песни "на скамейке, где сидишь ты нет свободных мест". Вот это было органично - пример программа Скамейки Академгородка: органично, приятно.

08 августа 2013, 13:17, автор: Местный житель

Не знаю как вас но памятник «Вальс Победы» меня пугает: что-то огромное среди хрупких берез и никакой романтики. Я думаю, его надо поставить где-нибудь на Мамаевом кургане - там он будет смотреться более органично.

Добавить комментарий

Приглашаем на работу
PDF-газета

Афиша

  • В Зимнем саду до 8 сентября выставка произведений сибирских и алтайских ...
  • В Арт-гостиной. до 4 сентября выставка «Праздник русского лета&ra ...
  • Проект «Фотоистория Дома ученых» приглашает всех желающих к ...
  • Творческая мастерская клуба «Сакура» объявляет набор на нов ...
  • Продолжается показ
  • «ТУРБО». Мультфильм. 0+
  • «РОСОМАХА: БЕССМЕРТНЫЙ». 12+
  • до 14 августа «ИГРА В ПРАВДУ». Худ. фильм. 18+
  • с 15 августа «ГАДКИЯ Я-2». Мультфильм. 0+
Яндекс.Метрика