№ 24 от 21.06.2013

Встреча с интересным человеком

Геннадий Прашкевич: «Не устаю учиться новому!»

Известный новосибирский писатель и поэт недавно выпустил новую книгу – «Жюль Верн», вышедшую в серии «ЖЗЛ» в столичном издательстве «Молодая гвардия». Наш корреспондент встретился с Геннадием Мартовичем.

– Можно ли сказать, хотя бы на примере Жюля Верна, что большой талант и трудная судьба взаимосвязаны?

– К сожалению, эта связь существует. Над каждым талантливым человеком непременно висит какой-нибудь дамоклов меч. И угадать, когда он на тебя обрушится, невозможно. У Жюля Верна были постоянные нелады с сыном, периодические ссоры с издателем, любимый племянник стрелял в него… Но это не помешало ему написать не только несколько отличных романов, но и подлинный шедевр – «Таинственный остров». Жюля Верна активно читали и продолжают читать во всем мире – «Капитан Гаттерас», «Путешествие к центру Земли», «20 тысяч лье под водой», «Дети капитана Гранта»… А в прошлом году в Париже вышел диск песен Жюля Верна!

– До биографий знаменитостей Вы писали исторические романы…

– Я их и не оставлял. В конце прошлого года в издательстве «Паулсен» (Москва) вышел однотомник именно моих исторических романов – «Русская гиперборея». Возможно, это вообще лучшая моя книга. В романе «Секретный дьяк» охвачены события с выходом русских к Тихому океану во времена Петра Первого. А в «Носоруком» и в «Тайне полярного князца» – эпоха царствования Алексея Михайловича. К ним примыкает книга «Сендушные сказки». Было трудно писать эти романы (почти 20 лет!), но в то же время и легко (сам бывал на севере и востоке).

В начале 90-х роман «Носорукий» должен был выйти в издательстве «Армада». Но когда в Москве я увидел верстку, то отказался от публикации: роман был заверстан под одну обложку с обычной советской поделкой о белокурых патриотах, идущих «встречь солнцу»... А на самом деле кто такие были землепроходцы? Суровые и крайне прагматичные люди, они отыскивали новые места, где можно было брать пушного зверя. До конца XVIII века северной и восточной границы у России не было. Где казаки разжигали костры, то место и считалось границей России. Чукчи и якуты ожесточенно сопротивлялись захвату своих территорий. Отряд полковника Павлуцкого был вырезан полностью. И пока на север не завезли «огненную воду», ситуация оставалась неопределенной. В общем, я забрал роман и выпустил его отдельной книгой в другом издательстве.

– Кстати, у Жюля Верна тоже есть эпопея о Сибири…

– «Михаил Строгов»? Не дай вам бог ее читать! О наших краях у Жюля Верна было весьма приблизительное представление. Вот, например, он подробно описывает, как Строгов едет в санях и его догоняет стая волков штук в двести. А наш смельчак из револьвера от них отстрелялся… Мюнхгаузен о таких вещах рассказывал более реалистично…

– Вы ведете литературный семинар, где помимо поэтов и прозаиков занимаются еще и молодые писатели-фантасты. О чем фантазируют нынче авторы?

– Нашему семинару при областной научной библиотеке уже пять лет. Обсуждаем рукописи, проводим встречи с интересными людьми. Только что у нас побывали физик-теоретик с мировым именем и при этом прекрасный поэт, мой старый друг академик Владимир Захаров вместе с поэтом Алексеем Алехиным, главным редактором журнала современной поэзии «Арион». Мы организовывали телемосты с Церном и Миланом. А главное, говорим друг с другом. И это отнюдь не пережевывание каких-то ординарных сюжетов… Семинар открытый. Мы не замкнуты на чем-то одном… Мне хочется передать семинаристам то, чем я владею, и у них сам учусь новому…

– Вопрос о любимых писателях. В одном из интервью к таковым причислили Бунина, Алексея Толстого, Салтыкова-Щедрина, Борхеса, Уэллса, Лема…

– И причислил бы и Пушкина, и Дефо, и еще многих. Любимым писателем не может быть только один писатель. Ты развиваешься, растешь, меняются интересы. В этом и есть прелесть узнавания нового. У Киплинга перечитываю роман «Ким» – текст глубочайший; у Джозефа Конрада – «Сердце тьмы»… И несть числа новому (иногда только для меня), и это чудесно – открывать мир, каким его видят Дмитрий Быков или Александр Етоев, Татьяна Сапрыкина или Юрий Татаренко…

– А не хотели бы написать биографии Ваших любимцев?

– Пожалуй, не отказался бы написать книгу о Салтыкове-Щедрине. О нем писали, но, мне кажется, непозволительно мало… Или о Богоразе-Тане… О Вивиане Итине… Но жизнь человеческая коротка, и надо успевать жить…

– Как продвигается работа над жизнеописанием Рэя Брэдбери?

– О! Дошел до самого интересного места – когда его любимая Мэгги оставляет его! Почему? Биографы Рея не дают на это четкого ответа. Вообще Брэдбери прожил уникальную – книжную – жизнь. При этом он был стопроцентным американцем. Чтобы понять это, достаточно прочесть его стихотворение «Америка». Я даже подумываю, не поставить ли это стихотворение эпиграфом к книге… Рэй Брэдбери – великий и глубокий писатель. Выбивался он в литературу из самых низов, начинал как бульварный писатель, сотрудничал с самыми дешевыми изданиями. Впоследствии это немало попортило ему крови, но он написал «Марсианские хроники» и «451 градус по Фаренгейту»… Есть о чем рассказать. Но об этом позже…

– В нашем Академгородке живут разные прозаики – Геннадий Прашкевич, Олег Постнов, Евгений Вишневский, Дмитрий Бирюков, а вот пишущих стихи – несравненно больше. С чем это связано? Рифмовать проще?

–Считаю, что поэзия – физиологическое понятие. Каждый человек рождается готовым поэтом, но к пяти годам поэзию из него выбивают. Затем приходит время любви, и практически в каждом человеке убитая поэзия реанимируется, но дальнейшее развитие событий вновь все ставит на свои места. Выживает самая малая часть упрямцев, а из них в поэзии остаются единицы… Поэзия – это наше шестое чувство, которое сама природа почему-то не посчитала нужным для выживания. Или мы не пожелали его сохранить. Оно, как жабры – отмерли, а в океан тянет… А прозаики – это жизненный опыт. И смелость сообщить миру о том, что есть только в тебе. Проза требует ежедневной работы. Предвосхищая следующий вопрос, скажу, что для меня поэзия до сих пор – важнейшая составляющая жизни. Недавно вышла книга моих стихов «Масштаб»…

– Можно ли прогнозировать в обозримом будущем русский Нобель по литературе?

– Почему бы и нет? Настроение портит только то, что многие писатели получали эту премию не за чисто литературные достижения, а за принадлежность к маленькому, но гордому народу, к той или иной политической партии, к лоббистам определенного рода и так далее. Литературные премии вообще нужны писателям, чтобы они могли на эти деньги какое-то время жить без хлопот и работать над новыми книгами…

– Книга написана – насколько для Вас важна ответная реакция?

– На того же «Жюля Верна» были интересные рецензии: в «Литературке», в других газетах. В Интернете, конечно. Хотя читать отзывы в Интернете – занятие бессмысленное и вредное. По страсти воплей видно, что люди, укрывающиеся под хитрыми никами, читать не любят и литературу ненавидят. Иногда ненависть и зависть выглядят столь вызывающими, что хочется взять билет на самолет, полететь в городок, где родились эти люди, и понять – что же их вскормило (отравило)?

– Держу в руках любопытное издание – «Книгу о Прашкевиче». Это что же, предвестник тома «ЖЗЛ» «Геннадий Прашкевич»?

– Не будем загадывать (хитро улыбается). Но книга вышла уже двумя изданиями. Давно понял, что наша страна – самая удивительная в мире, любовь и ненависть в ней спонтанны. Мое дело – честно и упорно работать.

Юрий ТАТАРЕНКО

Газета «Навигатор» - Геннадий Прашкевич: «Не устаю учиться новому!», № 24 от 21.06.2013

Количество просмотров: 987

Другие статьи из рубрики «Встреча с интересным человеком»

Комментарии

26 июня 2013, 11:01, автор: ХамМилеОн

Мамин Сибирьяк свое слово сказал. А вот Бажов П.П. почему молчит? Как Вы думаете?

25 июня 2013, 20:40, автор: Ничья Комисячна

Толстого - толстым, Кавку - на Кафказ, Дюмово - Дюме. И так далее.

25 июня 2013, 15:51, автор: Mamin-Sibiriyk

Долой Жуля Верна! Прашкевича на Нобиля - он мобильнее.

25 июня 2013, 15:42, автор: Levin

Держу в руках любопытное издание – «Книгу о Прашкевиче» - классике, надо понимать. Лично меня о этого подхалимского стиля коробит а вас, Мила?

24 июня 2013, 10:06, автор: Мило

Спасибо Вам, Юрий, за ваш труд общения и опроса выдающихся личностей Городка. Несколькими яркими штрихами Вы умеете высветить самые сущностные и порой и затаенные стороны и черты природы своей натуры, точнее модели. Интересно было послушать откровение писателя о стране в 2013 и сравнить с ними же поры допустим 1990-х, с которыми он выступал.

22 июня 2013, 12:56, автор: Силач

От этого гениального порошкевича я уже устал - куда не кинешься, везде он. Умеет же сделать собственный пиар, а начнешь читать - мухи дохнут. Вот "туманность андромеды" Ефремова который раз уже перечитываю и все интересно - вот это гений!

Добавить комментарий

Приглашаем на работу
PDF-газета

Афиша

  • 18.00 Арт-проект «Синематограф». Кино и музыка. «НАНУ ...
  • 18.00 Хастл - вечеринка в День молодежи. Балкон Большого зала.
  • В Выставочном зале до 23 июня выставка живописных и графических работ & ...
  • В Зимнем саду с 19 июня выставка картин А. Арестова «Петербургски ...
  • В Арт-гостиной до 23 июня Мазыкская игрушка – выставка из серии & ...
  • с 20 июня «УНИВЕРСИТЕТ МОНСТРОВ». Мультфильм. 6+
  • 30 июня День города. 12.00-13.00 Развлекательная программа для детей. 1 ...
  • В фойе открыта выставка И. Роговой, Ю. Барш. «Двое в красном, не ...
  • 23 июня 14.00 Вокальная студия «Ваше соло». Концерт от учен ...
Яндекс.Метрика