№ 17 от 4.05.2012

PDF-газета
Встреча с интересным человеком

«Театр сродни спорту»

На недавнем областном конкурсе чтецов «Кольцовская муза» среди победителей – две школьницы из Академгородка. Их педагог в театральной студии «Волшебники» школы №163 – Ирина Владимировна СУХОВОЛЬСКАЯ. На этом конкурсе стали лауреатами и дипломантом еще три ее воспитанника – юные чтецы из наукограда. Кольцовский триумф педагога Суховольской не случаен. Ее подопечные уже несколько лет подряд представляют Новосибирск на всероссийских  Дельфийских играх, где становились лауреатами и дипломантами в номинации «художественное чтение». А их наставник, режиссер-педагог школьной театральной студии и студии художественного слова, имеет Благодарственные письма двух губернаторов Новосибирской области. О том, легко ли ковать чемпионов среди юных чтецов России, наш корреспондент постарался узнать из первых рук.

– Что самое сложное в работе с чтецами?

– Для чтеца самое сложное – зацепить слушателя, заинтриговать, чтобы слушал, раскрыв рот. Но тут мало закинуть удочку, важно ни за что сразу не раскрываться, а тянуть, тянуть свою линию – и вот она, кульминация! Но прежде мне надо зацепить исполнителя, чтобы он включился в историю на полную катушку. Это происходит на стадии отбора материала. К примеру, мне очень понравились пять рассказов Вампилова, но чтец выбирает сам, какой ему ближе.

Не назвала бы занятия в нашей студии художественного слова «работой с чтецами». Это же дети, они могут и опоздать на репетицию, и забыть слова. Иногда занятия начинаются с разговоров, вроде бы впрямую никак не связанных с работой над текстом или ролью. Но это тоже репетиция, ведь в общении ребята раскрываются, у них налаживается партнерское взаимодействие – на сцене без этого не обойтись. Очень дорожу доверительными отношениями, ребята делятся со мной всеми своими проблемами. Так что, можно сказать, о современной молодежи знаю всё.

– А как формируются литературные пристрастия школьников?

– Нынешнее поколение читать из-под палки не заставишь. Но у меня есть так называемые педагогические хитрости. Сейчас дети очень многое сверяют с западным образом жизни. И я, предлагая в работу известную сцену у камина из «Идиота», сказала, что в Европе Достоевский – писатель номер один. Так ребята тут же прочли роман, пересмотрели на ДВД его обе экранизации, нашли в Интернете не только отрывок из знаменитого спектакля БДТ, но и другие постановки... Рада, что дети начинают читать хорошие книги, отказываются от литературной попсы. Мне в их возрасте нравились не Дюма с Жюлем Верном, а Эдгар По, Оскар Уайльд, Брюсов, Маяковский, Северянин. И я была приятно удивлена, когда девочка из студии вдруг сказала, что ей очень нравятся рассказы Эдгара По.

– Кто для Вас писатель номер один?

– Конечно, Достоевский. Кстати, не знаю точно про Европу – это я так сказала детям… К великим писателям безоговорочно отношу и Чехова. А какие потрясающие рассказы у Вампилова – о его пьесах даже не говорю! Очень нравятся стихи Евтушенко. Дмитрий Быков отличный поэт, не так давно он блестяще выступил в Доме ученых: был очень прост, свободен на сцене – и вместе с тем очень интересен.

Вообще за последнее время у меня было не так много культурных потрясений. В кино это «Возвращение» Андрея Звягинцева, картина Ларса фон Триера «Рассекая волны». «Пять вечеров» Михалкова – шедевр на все времена. Люблю фильмы, после которых хочется поразмышлять. Из местных театральных постановок выделяю «С любимыми не расставайтесь» ГДТ. Афанасьевская труппа великолепна, причем актеры второго плана сыграли тогда даже лучше исполнителей главных ролей! Еще один прекрасный спектакль, «Доходное место», довелось посмотреть в «Первом театре».

– Скажите, «научить на чтеца» можно любого?

– Ни в коем случае! Мне очень нравятся «белые вороны». Им даже не надо ничего читать для приема в студию. Бывает, подходит к мальчику его товарищ что-то спросить – и я уже вижу: этот типаж нужно выводить на сцену. Подбираю персонально под него материал. Интуиция меня пока не подводила, тьфу-тьфу. Еще один важный момент. Так называемым закомплексованным детям театр часто помогает самовыражаться. Это потрясающе: «ботаники» играют хулиганов лучше самих хулиганов!

Чехов сказал: «Человек тогда станет лучше, когда ему покажут, каков он на самом деле». Но Антон Павлович жил в позапрошлом веке. Моя задача – убедить публику, что классик может быть ну просто очень современным автором. И достигается это не за счет надетых на артисте джинсов и кроссовок. Я вообще не сторонник использования на сцене ярких костюмов, внушительных декораций или заводной музыки. Чтец должен работать нутром.

– Из хорошего чтеца может получиться хороший артист. А хороший банкир?

– Почему бы и нет? Недавно один мой студиец в разговоре о поисках своего места в жизни спросил у папы-бизнесмена, как он думает – помогает или мешает художественное чтение стать бизнесменом. И тот ответил: «Сынок, да это же самое главное в бизнесе – зацепить внимание партнера!»

К слову, некоторые родители считают, что мальчики и театр – «две вещи несовместные», что это «как-то несерьезно». Но я считаю, играть в театре может только настоящий мужчина, слабакам там не место. Театр вообще сродни спорту. Но одних амбиций мало. Кроме запредельной самоотдачи, воспитывается и командный дух.

С другой стороны, раньше была просто счастлива, когда мои воспитанники поступали в театральный институт. Теперь  стараюсь ребят отговаривать от этого шага. Учиться в театральном – сложнее, чем где бы то ни было! Занятия с утра до вечера, ночь на обдумывание и придумывание домашнего задания – это очень непросто. А по-другому не получится, актер – понятие круглосуточное.

– А быть педагогом только с 14 до 18 часов – разве такое возможно?

– Творить по расписанию нереально, у нас другая система координат. Но когда видишь результаты коллективного труда, это очень радостные моменты. Приятно осознавать, что есть и твоя заслуга в том, что твои ученики становятся, к примеру, стипендиатами губернатора Новосибирской области. Никогда не говорю детям: вы должны всех победить. Напутствую: прочтите, как вы умеете, возьмите зал. Так приходит настоящий успех – и на региональных конкурсах «Юные дарования Сибири», где ребята выигрывали медали всех достоинств, и на Всероссийских Дельфийских играх. А на городском театральном конкурсе «Времен связующая нить» сразу трое из нашей студии «Волшебники» (школа №163) – Гриша Симонов, Рита Исаева и Юрий Паникаровских – получили призы как лучшие актеры. Это пример того, как художественное слово и актерское мастерство идут рука об руку. Важно верить в себя.

29 апреля в составе делегации НСО Ирина вылетела в Москву на очередные Дельфийские игры. Пожелаем ей успеха!

Юрий ТАТАРЕНКО

Газета «Навигатор» - «Театр сродни спорту», № 17 от 4.05.2012

Количество просмотров: 1677

Другие статьи из рубрики «Встреча с интересным человеком»

Комментарии

05 мая 2012, 09:12, автор: Dana

Новосибирск опять победил в Дельфийских играх. Кто знает, как выступили ребята из Академгородка?

Добавить комментарий

Приглашаем на работу
PDF-газета

Афиша

  • 9 мая 10.30 Торжественный митинг, посвященный 67-й годовщине Победы.
  • 10 мая 19.00 Кинолекторий «Неизвестное кино». Цикл «М ...
  • 11 мая 10.00-19.00 Выставка-продажа «Для вас, садоводы!» Пл ...
  • 18.00 Клуб «Горизонты». «Алмаз - загадочный минерал&r ...
  • 12 мая 9.00-19.00 Выставка-продажа «Для вас, садоводы!» Пло ...
  • 13 мая 14.00 Художественный абонемент «Музеи мира». « ...
  • 18.00 Молодежный театр «Круг». Е. Шварц «Обыкновенное ...
  • 18.00 Клуб современной академической музыки. Произведения Шостаковича, ...
  • В Выставочном зале до 13 мая проект Е. Волковой «Кража у неба&raq ...
Яндекс.Метрика