№ 43 от 04.11.2011

PDF-газета
Встреча с интересным человеком

Александр Назаров: "В нашем театре нет диктатуры"

Актер и режиссер театра имени Игоря Рыбалова рассказал, чем живет коллектив, открывший свой 33-й творческий сезон. Спектакль «Иван Иванович и Иван Никифорович» по мотивам повести Гоголя в очередной раз собрал практически полный зал Дома ученых.

– Легко ли стать актером вашего театра?

– Сейчас у нас в труппе около 20 человек. Костяк – актеры, которые работают десять лет и более. Кто-то отыграл уже свыше 30 сезонов, а кто-то делает свои первые шаги на сцене. Но, скажем, в спектакле «Иван Иванович и Иван Никифорович» задействованы все. И в целом в репертуаре театра занят каждый.

Для того, чтобы стать нашим актером, нужно одно лишь желание. Мы занимаемся на базе Высшего колледжа информатики при НГУ. Самое главное – не пропускать репетиции. Так что все очень просто.

– Вы переехали из ФМШ?

– Мы вернулись. Наш театр возник в Политехникуме СО АН СССР и существовал 10 лет. Потом руководителя очень попросили создать театр-студию в ФМШ НГУ. Так что получается нынешней осенью в одном театре начался 33-й творческий сезон, а в другом – 23-й. Если бы не смерть режиссера и основателя нашего театра Октавии Андреевны Миндолиной, то, скорее всего, мы бы существовали при ФМШ до сих пор.

– С какими трудностями сталкиваетесь, оставшись два года назад без своего бессменного художественного руководителя?

(Вздыхает). В первую очередь наши трудности – морального плана. Октавия Андреевна была ядром, сердцем нашего театра. Будучи незаурядной личностью, она притягивала к себе множество людей. Прекрасный человек, а как режиссер – настоящий мастер. Она была такой заряженной на творчество, что и нас всех заразила. И этой тяги, желания работать пока хватает. Идут репетиции новых спектаклей, восстанавливаем старые. К примеру, по многочисленным просьбам зрителей к весне планируется восстановление «Тристана и Изольды» по пьесе Александры Бруштейн. Он шел у нас, кажется, лет двадцать назад. Так что сейчас репетируют совершенно другие актеры. С новыми исполнителями скоро выйдет и «Продавец дождя» Нэша. Параллельно работаем над премьерой – «Месяц в деревне» Тургенева. Режиссер-постановщик всех трех спектаклей – ваш покорный слуга.

– Два названия из трех хорошо знакомы новосибирской публике: «Продавец дождя» с успехом идет в «Красном факеле», а «Месяц в деревне» – в «Глобусе». Вас это не смущает?

– Вот пусть зритель и сравнит! Начнем с того, что в «Красном факеле» заказывали новый перевод «Продавца дождя», а мы используем перевод Виталия Вульфа, который нас полностью устраивает. Новосибирск – город большой, театров много, так что, как говорится, каждый выбирает для себя… Отмечу лишь, что среди новосибирских театралов есть и те, кто, посмотрев наши спектакли, не хотят идти в другой театр.

А репетируете после работы и по выходным?

– Кто после работы, кто после учебы – у нас нет ни одного актера-профессионала. Удивительно, но театром занимаются и взрослые, имеющие семьи, и молодые люди, у которых немало других интересов. Приходят на репетиции и самоотверженно работают – у нас очень деловая атмосфера, ни минуты не пропадает зря. Все заряжены на творчество, на конечный результат – спектакль.

– Говорят, что театр – добровольная диктатура…

– Любая работа – добровольная диктатура. Над самим собой. Но имеется в виду режиссерский диктат? У нас такого нет. Принцип коллективного творчества был заложен Октавией Андреевной. К примеру, ее постановка «Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича» – спектакль-концерт. Вся труппа занята в эпизодических крохотных ролях. И каждый старается, придумывает себе образ. Это и есть, наверное, особенность нашего театра: у актеров здесь действительно нет маленьких ролей. В одном спектакле ты играешь главную роль, а в другом – совсем небольшую. В повести Гоголя немного основных действующих лиц. Но в инсценировке, написанной специально для нашего театра Владимиром Александровичем Миндолиным, сыном Октавии Андреевны, представлено множество колоритных персонажей. Он же пишет и музыкально-поэтические композиции, а также песни для наших спектаклей.

– На каких площадках играются ваши спектакли, оформленные по всем правилам, – свет, звук, костюмы, декорации?

– В основном мы выступаем на сцене Дома ученых и в Высшем колледже информатики. А еще дружим с Дорогинским детдомом, периодически играем и там. Репертуар у нас большой. Только по пьесам Островского несколько спектаклей: «Лес», «Волки и овцы», «Красавец-мужчина», «На бойком месте», очень понравившееся зрителям «Чужое счастье»…

– И что же, в репертуаре театра ни одной современной пьесы?

– Кроме комедий Островского, у нас есть спектакль вполне современного зарубежного автора середины XX века Уильяма Гибсона «Двое на качелях». Отечественные комедиографы представлены Арбузовым и его «Старомодной комедией».

– Как ощущаете себя в театральном контексте Академгородка и Новосибирска?

– Никак. Мы просто живем, работаем и ставим спектакли. Не участвуем ни в каких фестивалях, ни в каких конкурсах…

– Почему?

– Так решает коллектив. Все предложения выступить в каких-то театральных состязаниях мы обсуждаем на сборе труппы. И все отказываются, никому не хочется в этом участвовать.

– В академическом театре спектакли идут шесть раз в неделю. А сколько спектаклей вы играете за сезон?

– Раз или два раза в месяц – для нас это оптимально. У актеров своя жизнь: работа, учеба, командировки, женитьба, рождение детей... Сезон открываем в октябре – это наша традиция. И пошло-поехало.

– Открытие сезона – это праздник. Как отмечать будете? И вообще что такое праздник в театре имени Рыбалова?

– Обязательно отмечаем Международный день театра 27 марта. Ровно через месяц, 27 апреля, – день рождения нашего театра. Непременно празднуем вместе Новый год. Ну и, конечно, дни рождения каждого актера. Как отмечаем? У нас творческие праздники. Пишется сценарий, проводятся репетиции. Получается что-то наподобие капустника – то большой, то поменьше. Иногда собираемся и читаем по очереди стихи, поем хором. На Новый год любим танцевать. Пьем чай, едим торты. Да-да-да, в коллективе только один человек курящий, и никто не пьет – так сложилось.

– Последний вопрос – о том, как сложится жизнь. На днях с большой помпой открыли Большой театр. Вы не мечтаете о своем здании, о том, чтобы стать государственным учреждением культуры?

– Это очень сложный вопрос. Наверное, у каждого из нас мелькала такая мысль – хорошо было бы и поменять статус. Но ведь для этого потребуется полностью перестроить свою жизнь. С одной стороны, мы всё делаем сами на свои деньги – и декорации, и костюмы. Это определенные затраты. А с другой – параллельно с театром у каждого сложилась своя жизнь. Многие позащищали и кандидатские, и докторские, кто-то сделал себе карьеру в фирме. Стать профессиональным театральным коллективом – значит посвящать себя только искусству. В современных условиях это маловероятно. Но как бы то ни было, каждой встрече с публикой мы очень рады и ждем ее с нетерпением.

Юрий ТАТАРЕНКО

Газета «Навигатор» - Александр Назаров: "В нашем театре нет диктатуры", № 43 от 04.11.2011

Количество просмотров: 1347

Другие статьи из рубрики «Встреча с интересным человеком»

Добавить комментарий

Приглашаем на работу
PDF-газета

Афиша

  • 18.00 Киноклуб «Сигма». Видео на большом экране. Фильм Андрея Тарковского ...
  • 7 ноября 18.00 Клуб «Наш дом». Презентация книги Нинель Малиновской «Эстаф ...
  • 8 ноября 18.00 Цикл лекций по ландшафтному дизайну «Окна души выходят в са ...
  • 18.00 Открытие выставки женского портрета. Выставочный зал.
  • 19.00 «Романс вчера, романс сегодня». Русский академический оркестр и Тать ...
  • 9 ноября 19.00 Игорь Губерман, автор знаменитых «гариков». В программе «По ...
  • 10 ноября 19.00 Новосибирский академический симфонический оркестр. Аб. № 2 ...
  • 19.00 Кинолекторий «Неизвестное кино». Цикл «Отношения по-французски». «Вс ...
  • 12 ноября 11.00 Клуб мастеров «Новый облик». Мастер-класс «Русская вышивка ...
Яндекс.Метрика