№ 31 от 13.08.2010

Любимое дело

Чемпионы небесных гонок

Воздушная «Формула-1» – так, пожалуй, можно назвать соревнования кордовых авиамоделей. В этом сложном и зрелищном виде спорта чемпионами мира 2010 года среди юниоров стали ребята из Академгородка – Георгий Рукавишников (пилот) и Леонид Тимонин (механик).

Маленький курортный городок Дьюла, что в Венгрии, с тридцатитысячным населением и богатыми авиамодельными традициями, встретил участников чемпионата мира сорокоградусной жарой и новым современным комплексом для авиамодельных турниров. Чемпионат проходил с 23 по 31 июля. Наш экипаж сразу же приступил к тренировкам. При такой температуре воздуха гонки обычно не проводятся, так как есть опасность взрыва модели от перегрева топлива. Представьте, у этой маленькой авиации тоже есть своя летная и нелетная погода! В дождь, например, летать вообще запрещено, а лучшая для полетов скорость ветра в идеале равна нулю.

Впрочем, погода не подвела участников чемпионата более чем из сорока стран: Англии, Венгрии, Польши, России, США, Украины, Франции, Чехии... Жесткая дисциплина, которую установили тренеры российской команды, не пугала наших студентов-второкурсников (Георгий учится на факультете геологии в НГУ, Леонид – на факультете летательных аппаратов в НГТУ).

– Дома они тренировались до тех пор, пока «лапти не разъедутся», – рассказывает их тренер, педагог авиамодельной секции Клуба юных техников в Академгородке Юрий Владимирович Гарбар. – Нужен был налёт, налёт, налёт! Я к ним придирался: всё было не так! Видно, не зря их гонял!

В 2008 году ребята выиграли чемпионат России среди школьников, проходивший в Новосибирске. На полученные призовые деньги смогли купить украинский моторчик. На таких, пояснил Георгий, «летает весь мир». В 2009 году им нужно было выиграть чемпионат России в Смоленске и стать сначала кандидатами в сборную страны, а затем, неоднократно показав свое превосходство в других соревнованиях, членами сборной и поехать, наконец, в Венгрию.

Соревнования моделей класса F2С проходили в 3 этапа. На каждой гонке модель должна пролететь 100 кругов (10 км) на высоте 2-3 метра и обогнать при этом двух других соперников, летающих тут же со скоростями не менее 200 км/час. В общей сложности в руках опытного пилота дистанция преодолевается за 3-3,5 минуты. При этом из-за небольшого объема топливного бака самолет дозаправляет механик. Вот тут-то его мастерство на вес золота (чемпионского)! Он должен поймать снизившую высоту и скорость модель, дозаправить ее, снова завести и отправить в полет. У чемпионов на это уходило около 10 секунд. Такой вот классный механик Леонид Тимонин!

Но именно механиков поджидают опасности «авиационных катастроф», случающихся иногда на кордодроме. Здесь возможны столкновения моделей, отрывы двигателей, прочие сюрпризы. А когда самолет несется по кругу со скоростью 200 км/час, оторвавшиеся части конструкции летят под действием центробежных сил в сторону механиков. Поэтому они на полетах экипируются касками. А все участники привозят на соревнования по две модели: в случае поломки одной задействуется другая.

Стоимость украинской модели фирмы «Залп», с которой выступали наши спортсмены-перворазрядники, около 50 тысяч рублей (и тут помогла Президентская премия, полученная на чемпионате России). Вес ее 350 грамм, двигатель мощностью 1,5 л.с. развивает 30 тысяч оборотов в минуту. С этой моделью ребята и стали первыми, обогнав соперников из Украины!

– Не каждый может стать пилотом и механиком гоночной кордовой модели. Мы подбираем экипаж из ребят, у которых есть определенные природные качества – быстрая реакция, волевой характер, терпение, напористость, хорошая физическая подготовка, – говорит тренер. – Гонки кордовых моделей – высокая скорость, обгоны, посадки, столкновения. Здесь нужны очень хорошие навыки пилотирования. Не зря эти соревнования сравнивают с «Формулой-1»!

Когда я прошу 18-летнего Георгия дать несколько «чемпионских» советов начинающим моделистам, он смущается и говорит, что лучше даст советы «начавшего для начинающих».

– Главное – сильно заинтересоваться, тогда можно многого добиться. И не бросать! Три-четыре года назад я даже и представить не мог, что будут такие результаты. Все усилия окупятся очень интересными событиями, соревнованиями, встречами с увлеченными, замечательными людьми. Для нас прошедший чемпионат мира – просто грандиозное событие. Мы там столько увидели и многому научились, особенно у москвичей!

Новосибирск – один из центров авиамоделизма в России, и в нем уже есть чемпионы мира. Еще в 1949 году наш Юрий Захаров на Всесоюзных соревнованиях устанавливал рекорды дальности. Но впервые в истории новосибирского авиамоделизма у нас появились чемпионы среди юниоров!

Поздравляем тренеров Юрия Владимировича Гарбар и Василия Анатольевича Мальцева с победой учеников. Их родной Клуб юных техников переживает в последние годы наплыв любителей авиамодельного спорта. Кстати, в этом году КЮТ нужно поздравить ещё с одной победой – на чемпионате России по комнатным моделям.

Четыре раза из 12 звучал в г. Дьюла гимн России. И один из них – в честь сибиряков! Скоро они получат новое спортивное звание – кандидатов либо мастеров спорта. А сейчас на кютовском кордодроме лето...

Татьяна САРАНЧУКОВА

Газета «Навигатор» - Чемпионы небесных гонок, № 31 от 13.08.2010

Количество просмотров: 2449

Другие статьи из рубрики «Любимое дело»

Добавить комментарий

Приглашаем на работу
PDF-газета

Афиша

  • 20.00 Летнее кафе «Ученый дворик». Романсы под гитару.
  • 21 августа 10.00 Утренняя зарядка «С той ноги». Площадка у ...
  • В Выставочном зале до 22 августа персональная выставка Олега Шелудякова ...
  • В Зимнем саду с 16 августа выставка «После пленэра». Этюды, ...
  • В Читальном зале до 31 августа выставка «Доисторические насекомые ...
  • Телефоны для справок: 330-86-70 (вахта), 330-86-72 (автоответчик).
  • Продолжается показ художественных фильмов:
  • «КОШКИ ПРОТИВ СОБАК: МЕСТЬ КИТТИ ГАЛОР».
  • «СОЛТ» (боевик, США). Арт-клуб "НИИКуДА"
Яндекс.Метрика