№ 51 от 29.12.2006

PDF-газета
Любимое дело

Секрет Бороздина


 

Секрет Бороздина

С Ольгой я познакомилась полтора года назад. Она приезжала в Городок два раза в неделю. Добираться приходилось далековато: 30 км до Тогучина и от Тогучина на электричках в Новосибирск, в «Щ». Но она готова была бы ездить и дальше, и дольше. Ведь здесь было единственное место, где взялись работать с ее сыном: везде уверяли, что этот ребенок-аутист необучаем. Сегодня мальчик учится в школе. Правда, учительница на него жалуется. Слишком много задает вопросов. А вот читает и считает он лучше всех в классе.

 

Муниципальному образовательно-оздоровительному учреждению «Городской центр А. Бороздина» недавно исполнилось 15 лет. Дата солидная, и историй, подобных Ольгиной, услышать можно было множество. Кто-то возил ребенка не то что из Тогучина – из Алтайского края (приезжали каждую неделю: занимались, ночевали, занимались – и назад), кто-то вообще переехал из Липецка сюда жить, ведь таких центров в мире больше нет. Но я ехала в центр не только за удивительными историями. Мне было интересно, почему здесь получается то, чего не могут добиться специалисты других центров? Откуда такие высокие проценты успешного обучения? Новые методики? Гениальные специалисты?

...Я стою на остановке. «Не подскажете, где тут центр Бороздина?» – «???» – «Ну, это где с детьми-инвалидами занимаются». В ответ недоуменье, пожимание плечами и плохо скрываемое любопытство во взгляде. Вот ведь парадокс: центр Бороздина, хорошо известный по всей стране, о котором снято немало передач на российских каналах и написано статей в федеральной прессе, совершенно не известен на «родине», в нашем Академгородке. Наконец, обойдя какой-то садик на ул. Иванова, через железную дверь попадаю в помещение центра. Мой восьмимесячный сын, маленький «хвостик», который я взяла с собой на интервью, в центре сразу заулыбался – в помещении везде висят воздушные шарики. Очаровательно улыбнулся самому хозяину – Алексею Ивановичу Бороздину (мол, а ты ничего), по-хозяйски осмотрелся вокруг и стал отпихиваться от меня, явно намекая, что сам он тут все обследует гораздо лучше и быстрее. Как оказалось, он не исключение: большинство детей чувствуют себя здесь очень даже по-свойски.

Мы сидим в учительской и пьем чай. Меня потчуют сладостями и историями. В какой-то момент ловлю себя на ужасной для любого журналиста мысли: я отключилась – сижу, совершено не слушая собеседников, и любуюсь ими. Вам приходилось видеть увлеченного человека, рассказывающего о любимом деле? Господи, как они красивы! Беру себя в руки и вслушиваюсь в слова.

«Мы тут прозвали его – солнышко. Во-первых, у него волосы короткие, рыжие и торчат в разные стороны. А во-вторых, улыбка. Вы бы только видели эту улыбку!» Забавно, но воспоминание о любом ребенке или появление такового в дверях учительской вызывает хор голосов: «А какая умничка!», «Только что заглянула – не ребенок, а просто чудо!», «Такое золотце!» Даже страшные диагнозы в их устах звучат намного мягче: «даунята», «аутята». Если немного отвлечься, создается четкое ощущение, что в центр приводят не больных детей (которых во многих местах и обучаемыми-то не признали), а самых умных и очаровательных. С такой гордостью и теплотой не каждая мать о своем ребенке рассказывает.

Мое провокационное замечание, мол, с такими сложно, поди: и слюни порою текут, и челюсти по-другому устроены, и руки-ноги трясутся, собеседники понимают не сразу. «Ну и что? – сухо отвечает моя соседка, поняв о чем я. – Мы тоже все разные: кто-то чихает, кто-то в носу ковыряется, этот блондин, а тот брюнет. Это для вас очень важно?»

Улучив момент, спрашиваю и о секрете – как им таких успехов достичь удается? Алексей Бороздин, основатель центра, отвечает не задумываясь: «У нас есть время. Над нашими специалистами не висят ни планы, ни сроки. Возьмите гениального педагога, дайте ему очень долгий срок – пусть даже пять лет! – но этот срок все равно над ним довлеть будет, он всегда будет держать это в голове. А мы знаем: пусть не сегодня, не завтра, но через месяц, через год – у нас обязательно получится. Мы можем пробовать вновь и вновь. В итоге специалист, по времени не ограниченный, зачастую добивается успеха быстрее, чем его коллега с жесткими сроками. А в большинстве учреждений сроки даются отнюдь не большие. Два занятия на закрепление звука не всякому здоровому ребенку достаточно, а о больном и говорить не приходится». – «Где же вам таких удивительных педагогов найти удается? Это какое же надо терпение иметь – годами пробовать и ждать результата?» – «Секрет в том, что это не терпение. Терпение – это когда к нам женщина работать пришла, два занятия с детьми продержалась, потом не выдержала – уволилась. Вот она терпела. А те, кто здесь работает, они не терпят – они творят».

Пожалуй, слово «творят» лучше всего подходит к тому, что я слышу. «К нашим детям ключик подобрать совсем не просто. Иногда и не знаешь заранее, что сыграет. У меня вот занимался мальчик-аутенок. Никак у нас не шло. Вы знаете, аутята – очень умные ребятишки, иногда даже гениальные, но совершенно не идущие на контакт. А на подоконнике стоял кефир. Он на него показывает – хочу. Я говорю: «Я тебя не понимаю. Если ты кефир хочешь, то так и скажи!» На этой мотивации дело сразу сдвинулось».

Замечаю, что в разговоре постоянно мелькает «работа с детьми и родителями». «А что тут удивительного? Вы только представьте, в каком состоянии к нам родители приходят! Чего только им выслушать не пришлось! Кому-то вбили, что это они в рождении таких детей виноваты, кому-то постоянно от ребенка отказаться предлагают. У нас случай был, когда в одном из учреждений маме без слов заявление достали и образец положили. «Подождите, какое заявление! Я просто зашла узнать, чего с нашим диагнозом достичь можно». – «Ничего, поэтому вас никто за отказ и не осудит». – «Да мы уже читаем, сказки рассказываем!»

«Вообще, я всегда говорю, когда маме окружающие советуют от ребенка отказаться, что советчики посоветуют и забудут, а женщине с этим всю жизнь жить!» – «А тут они и других таких же родителей видят, и мы им, как можем, помогаем. Нам иногда мам чуть ли не силой от ребенка отлеплять приходится! Заметьте, не ребенка от маминой юбки, а маму от ребеночка».

О себе именинники говорят мало – все больше о детях. «У меня девочка занималась. Заболевание было специфическое: она быстро все забывала. У нас с ней первый год каждое занятие начиналось с вопросов: «Тебя как зовут? А ты меня любишь?» Когда она через два года пришла и сказала: «Я помню, ты – Света. Я тебя тоже люблю», – я разревелась. Вы представляете, какой ей путь проделать пришлось? От потребности убедиться, что ее все-таки любят, до желания поделиться своей любовью!»

Слушаешь – и появляется ощущение, что любых детей главное – любить, и все обязательно получится. Конечно, у центра Бороздина не все гладко: есть и финансовые проблемы, и в «творчестве» не все ладится. Но я уверена, что у людей с таким светом в глазах должно все получиться! С 15-летием вас!

 

Юлия ЧЕРНАЯ.


Газета «Навигатор» - Секрет Бороздина, № 51 от 29.12.2006

Количество просмотров: 1563

Другие статьи из рубрики «Любимое дело»

Комментарии

04 января 2007, 18:56, автор: Гость_Zina, Lev i Arthur Kaptelininu&#_*


Lesha! S Novum Godom! Mu radu za tebia i tvoih kolleg.Yspehov Vam i ydachi!


Добавить комментарий

Приглашаем на работу
PDF-газета

Афиша

  • 3 января 11.00, 13.30 Театр кукол «Потешки». Праздник у новогодней елки со ...
  • 5 января 11.00, 14.00 Новосибирское актерское содружество «Заводной апельси ...
  • «Страсти-мордасти про Васяткино счастье». Озорная сказка для детей 3-8 лет. ...
  • 18.00. «Не верь глазам своим». Французская комедия для семейного просмотра. ...
  • 6 января 11.00, 14.00 Новосибирское актерское содружество «Заводной апельси ...
  • 13.00 Абонемент «Школа начинающего виноградаря». Лекция первая. «Виноград в ...
  • 15.00 Абонемент «Ландшафтно-садовый калейдоскоп». Лекция седьмая. «Меры бор ...
  • 18.00 Музыкальный салон. Предрождественский музыкально-поэтический вечер Ге ...
  • 7 января 18.00 Киноклуб «Сигма». Видео на большом экране. «СЛУЧАЙ» (1987). ...
Яндекс.Метрика