№ 19 от 19.05.2006

PDF-газета
Любимое дело

В поиске сказки


В поиске сказки

Детской студии «Поиск» в этом году исполнилось 33 года. С самого начала «поиска» основной его целью стало собрать как можно больше странных людей с любопытными детскими глазами и своей удивительной картинкой мира, которой они захотят поделиться со всеми. Большинство жителей Академгородка наверняка помнят в 80-е годы «старый троллейбус» во дворе дома №13 по ул. Иванова и веселого Гаврилу, который сидел на крыше ДК «Юность», свесив с карниза свои огромные ноги в лаптях. «Гаврила-фильм» – фестиваль коротких комедийных фильмов типа «Ералаш», которые снимали школьники, за двадцать с лишним лет сильно помолодел и превратился в анимационный фестиваль «Жар-Птица».

Уже третье лето подряд на «Жар-Птицу» слетаются мультипликационные студии со всей России, известные режиссеры и педагоги, чтобы в очередной раз удивиться, какие волшебные истории могут создавать маленькие дети. Конечно, педагоги студий обучают их разным техникам и премудростям – кто-то рисует свои мультфильмы красками по стеклу, кто-то лепит из пластилина, а некоторым удается совместить многие предметы, попавшиеся под изобретательную детскую руку – пенопласт, природные материалы, нитки, крашеный поролон. Но настоящие шедевры зачастую требуют не кропотливой отделки, создающей оригинальный видеоряд, а всего лишь одной удивительной мысли, которые каждый день возникают в голове любого ребенка. В студии «Поиск» родилось много мультфильмов, где именно закадровый текст создает то сказочное пространство, однажды погрузившись в которое, не хочется возвращаться уже никогда.

 

КУШАЙ, ПТИЧКА, РЫБКУ!

Мультфильмы студии «Поиск» неизменно получали первые места на московском фестивале «Золотая рыбка», пока, наконец, всем поисковикам не стало ясно, что студия растет, а фестиваль остается неизменным. Из почти сотни мультфильмов, снятых за год, всегда можно отобрать несколько достойных кандидатов на фестивальную программу, а в это время технически сложные, почти профессиональные работы более взрослых детей в других студиях России создавались единицами. Выбрать пять лучших мультфильмов из семи попросту невозможно, а это значит, что программа фестиваля неизбежно обеднеет. Эта проблема со временем коснулась и фестиваля «Жар-Птица», который в первые же два года снял все творческие сливки со студий юных российских мультипликаторов. Единственный путь к решению этого вопроса – новые насаждения.

В нынешнем году директор студии, член Союза кинематографистов Петр Иванович Анофриков посетил с этой целью более десяти городов, где нашел несколько прекрасных студий. Он рассказывает:

«В поисках любительских киностудий я объехал половину Тувы, Томск, Северск, Кузбасс и всю Новосибирскую область. Меня встречали лучше, чем Деда Мороза – дети сбегались отовсюду и принимали эти фильмы, раскрыв рот. Потом ко мне приезжали люди, обучались технике перекладки и монтажу у наших преподавателей и видеооператора. Несколько человек сняли у нас свои первые фильмы. В каждом таком городе собирались полные залы детей и педагогов, которым показывали мультфильмы «Поиска» и объясняли, что им нужно сделать для того, чтобы самим начать снимать такие фильмы. Оставалось только договориться с местными властями для выделения сотни тысяч рублей на аппаратуру местной студии. Как правило, это не вызывало особых затруднений – достаточно было лишь продемонстрировать результат и очертить перспективы – пригласить на будущий летний фестиваль «Жар-Птица».

Идея сделать «Жар-Птицу» – это не местечковая инициатива организации смотра самодеятельности, а решение Министерства культуры в Москве. Заместитель председателя Союза кинематографистов Никиты Михалкова Ким Лаврентьев однажды посетовал, что «Золотая рыбка» давно не может исполнить ни одного желания и ее пора бы отправить в уху. Вместо нее на небосводе появилась наша хвостатая красавица. С этого знаменательного момента центр настоящей детской мультипликации переместился в Сибирь. Но это теперь дело номер восемь. И тогда я подумал, как было бы замечательно, если бы Михалков подписал письма губернаторам всех областей, чтобы они поддержали инициативу создания студий в своих городах. То, что спрятал, то пропало – то, что отдал, то твое. И он подписал. И все эти люди приехали ко мне на фестиваль.

Тогда и началась настоящая работа – областям выделили деньги на оборудование, и мы ждем их на следующую «Жар-Птицу». Сейчас есть идея сделать фестиваль путешествующим, поскольку провести его на своей территории – дело чести каждой области. Киностудии и до нас существовали везде, но снимали они, в основном, любительское кино обычной кинокамерой без особых целей и задач – небольшая группа подростков, предпринимающая попытки сделать серое документальное кино для местного канала телевидения. За редкими исключениями никакого детского творчества там не было. Теперь они начинают постепенно оживать».

 

ВНИМАНИЕ! СНИМАНИЕ!

Конечно, художественное творчество – это совершенно другой уровень, и многие существующие детские мультипликационные студии в России преследуют принципиально иные цели, чем научить детей раскрываться и творить свой мир. Они учат подростка рисовать, работать в различных техниках, которые могут пригодиться ему, если он вдруг решит пойти учиться во ВГИК на оператора или режиссера-мультипликатора. Но прогнозировать выбор будущей профессии ребенка невозможно, не говоря уже о том, что целенаправленное натаскивание может отбить у него охоту стать настоящим взрослым сказочником, как отбивает у детей любовь к музыке ежедневное многочасовое проигрывание техничных этюдов.

Как ни странно, именно из студии «Поиск» выходит больше всего детей, готовых связать свою жизнь с кино. Некоторые из них работают на новосибирских телестудиях, другие – в рекламе, а самые влюбленные – продолжают делать мультфильмы, работая педагогами. Простейшая и самая доступная даже для самых маленьких детей техника перекладки – когда плоские фигурки двигают по верхнему стеклу, а нижнее создает фон – позволяет сосредоточиться не на процессе изготовления фигур, а на интеллектуальном творчестве ребенка. На каждом занятии история фильма естественным образом меняется, возникают новые герои и неожиданные слова: «Внимание! Снимание!» Никто из педагогов не знает, в каком виде история выйдет на экран и какая случайно сделанная деталь или оброненная ребенком фраза сделает ее лучшей из лучших.

Главный поисковик – директор студии считает достижения «Поиска» делом опыта: «Мы вовсе не семи пядей во лбу, но почему-то все студии, которые видят наши мультфильмы, приходят в восторг. Мы просто много лет идем в одном выбранном направлении – это развитие детей силами тех, кто готов жить, каждый день творя сказку. Многие наши педагоги получили высшую педагогическую категорию. На одного из наших самых опытных преподавателей мы подаем документы на получение звания заслуженного педагога РФ, а в мае «Поиску» будет торжественно вручен грант на создание трех студий в области. Это радостно – мы потихоньку поднимаем Сибирь».

 

ПУСТЬ РЕКА НЕСЕТ МЕНЯ

Обычно дети смешивают в одной сказке разных героев, строя собственный дом из готовых кирпичиков. Но на свете не бывает одинаковых зайцев, ежей и лис, как не бывает одинаковых мыслей. Кто останется жить в лубяном домике – лиса или заяц? Какая разница! Ведь это все уже было много раз. Поэтому сказка трехлетнего Данила Иткина «Лиса, заяц и петух» особенно всем запомнилась тем, что ее герои не стали бороться за жилплощадь, а «спорили долго и счастливо».

Увидев один из мультфильмов «Поиска», знаменитый режиссер Юрий Норштейн, известный зрителю по мультфильмам «Сказка сказок», «Шинель», «Ежик в тумане», «Цапля и Журавль», воскликнул: «Да ведь этим фильмом нужно закрывать наш российский фестиваль профессиональной мультипликации в Суздале!» Стоит отметить, что один из постоянных участников фестивалей «Жар-Птица» – группа Александра Жохова (двое 18-летних ребят из Норильска) успешно продемонстрировала свою новую работу на этом суздальском показе. Знакомство «Поиска» с самим Юрием Норштейном состоялось еще в середине 80-х годов, когда он был в Новосибирске и пришел в гости в киностудию. И вот спустя 20 лет он снова становится другом «Поиска». Сотни экземпляров своей книги «Сказка сказок» – великолепно оформленный альбом с кадрами из мультфильмов и подробными описаниями их истории, источников образов и идей – он высылает в студию каждый год, чтобы все любители мультипликации в Новосибирске имели возможность приобрести это уникальное произведение.

«Поиск» можно считать в некотором смысле последователями Норштейна, поскольку он тоже работает в технике перекладки и не использует в своих мультфильмах сложных сюжетных перипетий. Основное действие происходит не на экране, а где-то глубоко за кадром и, конечно же, в душе зрителя. Помните, как бежит ежик к медвежонку с узелком за спиной? Он бежит считать неподвижные звезды вниз по бурой ночной траве и по белому листу вдоль горизонта, то и дело теряясь под колышущейся молочной калькой тумана. Когда-то давно двое взрослых дядек, ползая по осенней земле, долго искали «тот самый» сухой дубовый лист, полет которого мы помним с самого детства. Дети «Поиска» окружили книгу своего учителя, изумленно поднимают и опускают кальку – вот ежик исчезает и вот он появляется снова. Вот самый живой ежик из нашего детства медленно плывет по реке. Этот мультфильм, как детский сон, как любая детская история, бесконечен и почти лишен сюжетного рисунка – все происходит само собой. Его составили из простых слов и волшебных образов: «Я ежик, я упал в реку, пусть река сама несет меня…»

 

Мария ШКОЛЬНИК.


Газета «Навигатор» - В поиске сказки, № 19 от 19.05.2006

Количество просмотров: 1149

Другие статьи из рубрики «Любимое дело»

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика